13.03.2024
Постановление правительства 261 об энергосбережении. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации
Законодательство Российской Федерации
Сборник основных федеральных законов РФ
☰
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
11 ноября 2009 года
Одобрен
Советом Федерации
18 ноября 2009 года
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Глава 3. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Глава 4. Энергетическое обследование. Декларирование потребления энергетических ресурсов. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования
Глава 5. Энергосервисные договоры (контракты) и договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисных договоров (контрактов)
Глава 6. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
Глава 7. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности
Глава 8. Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Принятие поправок в основополагающий для отрасли документ - Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» много обсуждали и долго ожидали, часто с опасением.
Наконец, подписан и опубликован соответствующий Федеральный закон, которым вносятся эти изменения - №399-ФЗ от 28 декабря 2013 года. В целом он вносит определенную логику в проводимую на федеральном уровне политику повышения энергоэффективности и отражает намерения по ее корректировке, неоднократно высказываемые осенью 2013 года представителями Минэнерго России. С другой стороны, многие здравые предложения, высказанные профессиональным сообществом и благосклонно встреченные уполномоченным органом, не нашли в нем отражения.
Появилось больше порядка. Например, объектом энергетического обследования теперь могут являться не только продукция, технологический процесс, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, но и здания, строения, сооружения, энергопотребляющее оборудование, объекты электроэнергетики, источники тепловой энергии, тепловые сети, системы централизованного теплоснабжения, централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иные объекты системы коммунальной инфраструктуры.
В целом повышается интеллектуальная составляющая деятельности энергоаудиторов. Так, теперь обязательным результатом энергетического обследования является не только энергетический паспорт, но, прежде всего, отчет об энергообследовании, требования к которому будут разработаны Минэнерго России. Перечень мероприятий, которые должен разработать энергоаудитор по результатам энергетического обследования, больше не ограничивается типовыми и общедоступными мероприятиями. Кроме того, предусмотрена необходимость сделать их стоимостную оценку.Вместо ранее действовавшего порога для попадания объекта в список, для кого энергообследование обязательно (годовые затраты на ТЭР в размере 10 млн. рублей) теперь будет действовать специально утвержденная уполномоченным органом величина объема потребления ТЭР. К тому же, для всех категорий объектов, в отношении которых предусмотрены обязательные энергетические обследования, теперь вводится дополнительная градация - если по итогам года, предшествующего году проведения энергообследования, совокупные затраты объекта на ТЭР не превышают величину, установленную уполномоченным органом Правительства, он вправе не проводить энергетическое обследование, а ограничиться подачей в федеральный орган исполнительной власти информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Саморегулируемая организация теперь получает от энергоаудитора и энергетический паспорт, и отчет о проведении энергетического обследования, и проверяет на соответствие требованиям к проведению энергообследования, к его результатам, а также на соответствие стандартам и правилам СРО в установленный законом срок - 30 дней. Повышается материальная ответственность саморегулируемых организаций: с момента, когда СРО проставила на энергопаспорте отметку о соответствии результатов энергообследования всем установленным требованиям, в том числе стандартам и правилам самой СРО, компания-энергоаудитор и саморегулируемая организация несут солидарную ответственность перед заказчиком энергообследования за возможные убытки, причиненные вследствие его недостатков.
При этом величина компенсационного фонда СРО должна с октября 2014 года возрасти до 2 миллионов рублей минимум (на 01.01.2014 величина компенсационного фонда СРО НП "Союз "Энергоэффективность" составляет 2 079 001, 45 руб. ). Добавились и требования к открытости саморегулируемых организаций и публичному размещению информацию об их деятельности.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Изменения в законодательстве:
новые требования по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
КОШЕЛЕВА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА
Институт госзакупок Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 — ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 27 ноября 2009 г.).
Организации с участием государства или муниципального образования - юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) РФ, субъекта РФ, муниципального образования составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, Г(М)УП, Г(М)У, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем 50 % акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.
Институт госзакупок Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Новые обязанности по энергосбережению
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 27 ноября 2009 г.).
Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства в этой сфере - статья 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (вступила в силу с 27 мая 2010 г.).
На кого распространяется (в том числе):
Организации с участием государства или муниципального образования - юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) РФ, субъекта РФ, муниципального образования составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, Г(М)УП, Г(М)У, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем 50 % акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, ислопьзуемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона № 261-ФЗ, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, опредепенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Начиная с 1 января 2010 г. бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
Снижение потребления энергетических ресурсов
Порядок определения объема снижения потребляемых бюджетным учреждением ресурсов в сопоставимых условиях для целей применения положений частей 1 и 2 настоящей статьи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (МЭР).
Если в бюджетном учреждении расходы на покупку энергетических ресурсов составляют более чем 10 млн. рублей в год. должно быть назначено из числа работников бюджетного учреждения лицо, ответственное за проведение таких мероприятий.
Наказание и поощрение по результатам экономии
Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (оказание государственных и муниципальных услуг) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных бюджетными учреждениями в 2009 году каждого из указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на 15% в течение 5 лет с ежегодным снижением такого объема на 3%.
Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления бюджетным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством РФ для обеспечения выполнения функций (оказания государственных и муниципальных услуг) соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).
Принятие программ в области энергосбережения
ч. 4 ст. 48 Закона № 261-ФЗ:
Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 15 мая 2010 года. Такие программы должны быть разработаны в соответствии с требованиями статьи 25 Закона № 261-ФЗ.
Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года (ч. 3 ст. 48 Закона № 261-ФЗ).
Примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010 г. № 61).
1. Организационные мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций: а) проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений, сбор и анализ информации об энергопотреблении зданий, строений, сооружений; в) содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций в целях их реализации; г) создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов.
2. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций: а) оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов; в) повышение тепловой защиты зданий, строений, сооружений при капитальном ремонте, утепление зданий, строений, сооружений; г) перекладка эпектрических сетей для снижения потерь электрической энергии в зданиях, строениях, сооружениях; в) тепловая изоляция трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в зданиях, строениях, сооружениях; м) закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности;
До 31 декабря 2012 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц. организации с участием государства или муниципального образования обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет (ст. 16).
Энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
По результатам проведения энергетического обследования оформляется энергетический паспорт.
Проведение энергетических обследований
Способ размещения заказа.
Код по ОК 004-93: 7420000 - услуги по техническим испытаниям и анализу
Возможны:
- Конкурс
- Аукцион
- Открытый аукцион в электронной форме
- Запрос котировок
- Заключение договора (контракта) по п. 14 ч. 2 ст. 55
Размещение заказа на энергосервис
Энергосервис представляет собой комплекс действий, предлагаемых исполнителем и направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты).
Способ размещения заказа: будет зависеть от конкретных мероприятий, видов работ и услуг, входящих в энергосервисный контракт.
*Процедуры могут проводится как в обычном порядке, так и по гл. 7.1 Закона No 94-ФЗ.
Если проводим обычные торги и запрос котировок, то оплата - по статьям 226. 340 и др.
Если торги и запрос котировок проводим по гл. 7.1. то оплата - по статьям за поставку или доставку соответствующих энергетических ресурсов (например, коммунальные расходы).
Изменения в Бюджетном кодексе РФ
Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).
Ст. 9.16 КоАП
ч. 8. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц. осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
ч. 10. Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности - впечет напожение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Обеспечение энергетической эффективности при размещении заказов
Ст. 26: Государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, включают в себя, е частности:
1) указание на виды и категории товаров, работ, услуг, на которые распространяются такие требования;
2) требования к значению классов энергетической эффективности товаров;
3) требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;
4) иные показатели, отражающие энергетическую эффективность товаров, работ, услуг.
Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время таким органом выступает Минэкономразвития в соответствии с ПП РФ № 1221 от 31.12.2009) в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (то же ПП).
Определены:
виды товаров, в отношении которых должны быть установлены требования энергетической эффективности (в т.ч. утвержден перечень конкретных видов промышленных агрегатов и иной машиностроительной продукции, в отношении которой устанавливаются требования энергоэффективности),
показатели, которые должны указываться в требованиях энергоэффективности.
Государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществпяется для государственных или муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам должны учитывать следующие положения:
1) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;
2) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).
С 1 января 2011 года к обороту на территории РФ не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью 75 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью 25 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Полномочия по контролю - ФАС
Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
2. Положение о Федеральной антимонопольной службе, дополнить подпунктами следующего содержания: "5.3.1.15. за соблюдением заказчиком и уполномоченным органом требования о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципапьных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг;...».
Административная ответственность
ч.11 ст. 9.16:
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Требования энергоэффективности в области стройки
Здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после вступлений в силу требований, должны быть оснащены приборами учета.
Товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения. влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности (приказ Минэкономразвития России приказ от 04.06.2010 No 229. который вступает в силу 10.10.2010 г.).
Реконструкция или капитальный ремонт зданий, строений, сооружений должны соответствовать требованиям энергоэффективности (утверждены приказом Минрегиона No 262 от 28.05.2010 (не опубликован).
Проектная документация на здания, строения, сооружения должна соответствовать требованиям энергоэффективности (Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2010 г. No 235 «О внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию» (вступило в силу с 1 мая 2010 г.)). Но есть исключения, например, заключение Главгосэкспертизы не требуется и заявление на строительство подано до вступления в силу требований.
Административная ответственность
ч. З ст. 9.16:
Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц. осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.
Для Российской Федерации одной из основных проблем считается энергоснабжение и нерациональный расход энергии по стране. Чтобы решить эту проблему, был принят Федеральный закон 261. Главной целью и задачей этого закона является уменьшение количества потребляемой энергии по всей России.
Общие положения закона
Федеральный закон 261 об энергосбережении был принят Государственной Думой 11 ноября 2009 года, а одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. ФЗ 261 имеет 10 глав и 50 статей. Этот закон контролирует процессы, способы и меры по энергосбережению и регулирует применение мер повышения эффективности использования энергии. Согласно этому закону создаются и развиваются принципы экономических, правовых и организационных основ для эффективного энергосбережения.
Краткое содержание Федерального закона 261 «Об энергосбережении»:
- В первой главе описаны общие положения закона об энергосбережении. Дан список понятий и терминов, используемых в законе и их определения. Описаны цели и задачи, сфера, на которую закон об энергосбережении влияет. Оформлены другие законы, акты и нормативы, влияющие на описываемую область. Описаны принципы работы закона, его функции и процессы;
- Во второй главе перечислены полномочия и функции органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области улучшения эффективности энергосбережения;
- В г. три описаны способы и меры регулирования работ и деятельности по улучшению эффективности энергосбережения государством. Эта глава описывает способы обеспечения эффективного использования энергии при обороте товара, в некоммерческих организациях, в жилищных фондах, сельскохозяйственных объединениях, зданиях и сооружениях. Оформлен способ учета используемых ресурсов энергетики;
- В четвертой г. описаны процессы и нюансы энергетического обследования. Оформлены причины и процесс проведения обязательного энергетического обследования. Описан учет, сбор информации из полученных после обследования паспортов. Дан список требований к организациям, у которых система автоматического саморегулирования энергосбережения;
- В главе номер пять даны формы и описания энергосервисных документов, описаны договора купли-продажи. Способы и процессы передачи ресурсов к организациям или компаниям;
- В шестой главе оформлена подача информации об улучшении эффективности энергосбережения организациям, компаниям, фирмам, учреждениям и т. д.;
- В седьмом разделе закона об энергосбережения представлено описание настоящей области в организациях и учреждениях, регулируемых государством;
- В восьмой описан вид, формы и категории осуществления государством помощи и поддержки в области энергосбережения;
- В главе номер девять подробно описан контроль и регулирование области энергосбережения государством, контроль за соблюдением условий закона, соблюдением требований, процессами и мероприятиями. Оформлена ответственность лиц, нарушающих условия или требования законодательства Российской Федерации;
- В десятой главе описаны заключительные и дополнительные положения ФЗ об энергосбережении, условия и требования настоящего Федерального закона.
Законодательные акты со временем требуют пересмотра и настоящий закон претерпел множество изменений с момента вступления в силу.
Также ознакомьтесь с основными положениями закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Подробности
Какие были внесены изменения?
Последние изменения в закон об энергосбережении были внесены 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 279. Все изменения произошли в статье 13. также были внесены правки в ФЗ №344. Подробнее об этом
261 ФЗ 13 статья описывает способы и причины ведения учета и специальные приборы учета для сбора информации об используемой энергии. Согласно последней редакции 2017 года, изменения произошли в ч. 12 ст. 13 261 ФЗ. В этом пункте написано, что для Республики Крым и города Севастополя есть определенный срок, до которого все указанные объекты и учреждения должны получить оснащение приборами учета энергосбережения. В изменениях оформлена информация, что для объектов, используемых меньше, чем две десятых гигакалории энергии в час, срок установки приборов до 1 января 2021 года.
Согласно п. 9 ст. 13 261 ФЗ начиная с 2010 года все компании, организации и учреждения, занимающиеся снабжением города водой, газом, электрической и тепловой энергией, обязаны осуществлять установку, замену и проверку приборов контроля энергосбережения. В случае, если лицо обратилось к ним за покупкой прибора учета использования энергосбережения, организация не имеет права отказать. Стороны заключают договор, оформляют цену и сотрудники организации приезжают на место, устанавливают и проверяют прибор учета используемых энергетических ресурсов. Прибор вводится в реестр и организация ведет контроль за его использованием. Прибор должен работать без перебоев, не должно быть резкого повышения количества потребляемого ресурса или резкого снижения. В случае, если организация просрочила установку или ремонт прибора, она несет ответственность и выплачивает клиенту комиссию или пеню за просрочку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка России.
В ст. 11 261 ФЗ оформлена информация об обслуживании и обеспечении эффективности энергосбережения в различных зданиях или постройках. Любые сооружения должны отвечать определенным настоящим законом требованиям.
Требования для зданий и сооружений:
- Цифровые показатели, отображающие удельную величину тратящейся энергии в здании;
- Настоящим законом об энергосбережении определены требования и к отдельным конструкциям, прилагающимся к зданиям, к отдельным техническим объектам, к материалам. Эти требования помогают максимально эффективно использовать энергию, приведя к минимуму нерациональные расходы;
- Настоящим законом определены требования к архитектурным, техническим, инженерным и конструктивным планам, которые влияют на энергосбережение здания.
В этой статье оформлен список зданий, на которые требования не распространяются:
- Здания или сооружения, являющиеся культурными объектами и охраняющиеся государством;
- Строения, определенные Правительством РФ;
- Сооружения, здания или объекты, которые согласно законодательству Российской Федерации, являются культурным наследием или достоянием;
- Небольшие строения, стоящие отдельно, не относящиеся к каким-либо комплексам, занимающие от 50 квадратных метров и меньше;
- Временные объекты, запланированный срок использования которых от двух лет и меньше;
- Вспомогательные строения;
- Индивидуальные семейные строения, не более трех этажей, как загородные дома, дачи или садовые дома.
Согласно ст. 16 261 ФЗ энергетическое обследование является обязательным мероприятием для следующих учреждений и объектов:
- Органы гос. власти и местного самоуправления, которые были наделены юридическими полномочиями;
- Любые организации, занимающиеся развитием эффективности энергосбережения, финансируемые из бюджета государства;
- Организации или учреждения, с участием государственного или муниципального образования;
- Компании, фирмы, организации, потребляющие и тратящие в совокупности больше разных видов топлива и энергии, чем оформлено в требованиях Правительства РФ;
- Учреждения, занимающиеся транспортировкой топлива, воды, разных видов энергии, природного газа, угля и т. д.;
- Организации с регулируемой деятельностью.
Руководители компаний, фирм, организаций и учреждений обязаны производить обследование каждые пять лет минимум.
Скачать 261 ФЗ в последней редакции
Федеральный закон номер 261 регламентирует основные принципы, меры и действия по эффективному использованию энергии. Согласно этому закону, организации и учреждения могут увеличить энергоэффективность зданий и сооружений и улучшить таким образом производство. Для того, чтобы официально получить помощь государства и установить у себя в здании прибор контроля, рекомендуется изучить описываемый закон.
Скачать Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно
Ответ: Ресурсоснабжающие организации, осуществляющие действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, должны самостоятельно выполнить работы по установке приборов учета в рамках выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов, которые в нарушение требований ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон N 261-ФЗ) не были оснащены приборами учета в установленный срок. Данная операция соответствует понятию "реализация товара (работ, услуг)" и является объектом налогообложения по НДС (ст. 39, п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Каких-либо исключений, освобождающих от обложения названным налогом операций по установке приборов учета, налоговым законодательством не предусмотрено, в том числе в случае отсутствия договора на выполнение таких работ.
Суммы понесенных РСО судебных расходов, подлежащих возмещению в связи с необходимостью принудительного взыскания в рамках исполнения обязанности по совершению действий по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, не подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС, поскольку указанные доходы не связаны с реализацией работ (товаров, услуг), имеют самостоятельную правовую природу и, следовательно, НДС не облагаются.
Обоснование: Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Законом N 261-ФЗ.
В силу ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее — ресурсоснабжающие организации, РСО), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 — 6.1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Согласно п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства, обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные ст. 13 Закона N 261-ФЗ, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанности по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке — также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
Сетевые организации обязаны публиковать на своих официальных сайтах в сети Интернет наименование приборов учета, установку которых осуществляют такие организации, а также их стоимость и стоимость работ по их установке.
Гражданин — собственник жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченное им лицо, гражданин — собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ.
Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организации). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организации) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более двух месяцев.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанности по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указываются необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанности по их оснащению приборами учета, в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета либо согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Из совокупного анализа указанных норм следует, что ресурсоснабжающие организации, осуществляющие действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов, должны самостоятельно выполнить работы по установке приборов учета в рамках выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Реализация работ (товаров, услуг) на территории РФ согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ является объектом налогообложения по НДС. Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на работы (товары, услуги).
При исполнении обязанности по оснащению приборами учета объектов РСО приобретает и устанавливает приборы учета, а взамен получает право требования по оплате расходов. Следовательно, данная операция соответствует понятию "реализация товара (работ, услуг)" и является объектом налогообложения по НДС.
В рассматриваемом случае РСО обязана при исполнении обязанности по установке приборов учета начислить и уплатить в бюджет НДС по п. 1 ст. 146 НК РФ. Каких-либо исключений, освобождающих от налогообложения названным налогом операций по установке приборов учета, налоговым законодательством не предусмотрено.
При этом, как указал суд в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 08.09.2014 по делу N А64-8435/2013, отсутствие отдельного договора на оказание услуг по установке приборов учета, с учетом заключаемого между собственниками помещений и управляющей организацией договора по управлению многоквартирными домами, а также возложенной на управляющую организацию законодателем обязанности по содержанию имущества, не является основанием для неоплаты работ по установке приборов учета.
При определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).
Таким образом, в целях налогообложения НДС сумма основного долга за выполненные РСО работы по установке приборов учета учитывается в составе выручки при определении налоговой базы по НДС. Следовательно, в части основного долга при исполнении обязанности по установке приборов учета при отсутствии договора на выполнение таких работ у РСО возникает объект обложения НДС.
Кроме того, в рамках процедуры принудительного взыскания долга за выполненные работы по установке приборов учета РСО несет судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела судом. К судебным издержкам относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) и т. п. Основанием для взыскания с должника судебных расходов является факт несения кредитором соответствующих затрат.
Денежные средства, полученные в виде возмещения судебных расходов, не могут быть признаны суммами, связанными с оплатой реализованных работ по установке приборов учета, так как под оплатой работ понимается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных работ перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с выполнением работ.
Обязанность покупателя работ возместить судебные расходы за ненадлежащее исполнение своих обязательств не может быть признана встречным обязательством по отношению к обязательству продавца выполнить работу.
Обязательство по возмещению судебных расходов представляет одностороннее обязательство должника выплатить кредитору определенную сумму в случае принудительного взыскания задолженности. Таким образом, возмещение судебных расходов не обусловлено совершением со стороны кредитора каких-либо действий.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что в рассматриваемом случае денежные средства, получаемые РСО в качестве возмещения судебных расходов, связанных с принудительным взысканием долга за выполненные РСО работы по установке приборов учета, не подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС, поскольку указанные доходы не связаны с реализацией работ (товаров, услуг), имеют самостоятельную правовую природу и, следовательно, НДС не облагаются.
Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 261-ФЗ) ресурсоснабжающие организации (РСО) обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 — 6.1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные РСО расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. Возникает ли у РСО при исполнении обязанности по установке приборов учета объект налогообложения по НДС при отсутствии договора на выполнение таких работ?