Смерть и умирание. Психологические проблемы умирания и смерти Что такое смерть и умирание

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Введение

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.

Смерть - это последнее событие в жизни человека. Умереть - значит прекратить чувствовать, оставить все и уйти в неведомое.

2. Психология смерти и умирания

В последние три десятилетия психологи активно занимались изучением самых разных аспектов смерти.

Оказалось, что человеческое общество ориентировано на молодость и имеет любопытную особенность: отрицать смерть, избегать мыслей о ней и в то же время быть необычайно озабоченным ею. О степени озабоченности говорит тот факт, что люди - единственные живые существа на Земле, которые строят кладбища. Более того, оказалось, что с определенного возраста вся жизнь человека - это ни что иное, как навязчивая борьба со смертью. Причем с каждым годом эта борьба идет все жестче и жестче.

Сегодня большинство людей категорически избегают любого столкновения со смертью, хотя в прежние времена она была обычным явлением. Люди умирали дома, в окружении родных и близких, которые в последние дни жизни умирающего окружали его заботой. Сегодня большинство людей умирают в больницах, и ухаживает за ними медицинский персонал. Создается впечатление, что в глубине души мы верим, будто смерть - это просто еще одна болезнь, от которой пока не найдено лекарство. И это притом, что средний человек, достигший 21 года, ни разу не был свидетелем реальной человеческой смерти, зато видел более 10 000 смертей по телевидению. Такой вот пример двойственного отношения - отрицания и неослабного интереса!

Причина такого отношения к смерти отчасти кроется в том паническом, парализующем ужасе, который охватывает человека, когда он узнает, что "однажды меня не будет". И все-таки, когда люди становятся старше или заболевают, они начинают понимать, что смерть не так уж далека, и мысль о ее неизбежности все чаще приходит им в голову. Молодые могут позволить себе роскошь отгонять такие мысли, но во время болезни или в старости о смерти думают все.

3. Смерть как финальная стадия человеческого развития

Согласно энциклопедии Кирилла и Мефодия, жизнь - это одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде.

Таким образом, жизненный цикл определяется как прогрессивная серия изменений организма, начинающихся с момента оплодотворения яйцеклетки и кончающихся моментом смерти.

Мы можем не знать ответы на многие вопросы, касающиеся нас, нашей деятельности, но все мы можем, ответить, что ждёт человека в конце его жизни. Мы обязательно умрём, т.к. человек не может жить вечно. Мы умрём завтра, или через несколько десятков лет, но это обязательно произойдёт.

Многие проходят через ряд хорошо различимых стадий приспособления к умиранию, пока, наконец, не почувствуют себя в силах признать смерть финальной стадией человеческого развития.

Танатологи Роберт Кэвэнау и Элизабет Кюблер-Росс, провели ряд исследований. Эти исследования доказали, что умирание - нечто большее, чем физиологические симптомы.

Кюблер-Росс выделила в процессе приспособления к мысли о смерти 5 стадий.

1. Стадия отрицания. Человек отказывается принять возможность своей смерти и занимается поисками других, более обнадеживающих мнений, диагнозов.

2. Как только человек осознает, что действительно умирает, его охватывает гнев, обида и зависть к окружающим - наступает стадия гнева. Умирающий испытывает состояние фрустрации, вызванное крушением всех его планов и надежд.

3. На стадии торга человек ищет способы продлить жизнь, дает обещания и пытается договориться с Богом, врачами, медсестрами или другими людьми, чтобы отдалить развязку или облегчить себе боль и страдания.

4. Когда ничего выторговать не удается или время истекает, человека охватывает чувство безнадежности. Наступает стадия депрессии. На этой стадии умирающий человек сожалеет о том, что уже потерял, о предстоящей смерти и расставании с родными и близкими.

5. На финальной стадии принятия человек смиряется со своей судьбой и спокойно ожидает развязки.

Но не все люди проходят через эти стадии, и только некоторые проходят их именно в такой последовательности. На реакцию умирающего оказывают влияние многие факторы, это и культура, и религия, и личность, и собственная философия жизни, а так же продолжительность и характер заболевания. Одни испытывают гнев и депрессию до самой смерти, другие приветствуют смерть как освобождение от боли и одиночества. Прохождение процесса умирания индивидуально, и нет универсальной последовательности стадий.

Если смерть внезапна, то на обозрение жизни просто нет времени, но и болезнь, сопровождающаяся сильнейшими болями и ограничением подвижности, тоже не оставляет достаточного количества времени, чтобы приспособиться к смерти.

организм смерть умирание человек

4. Умирание как часть цикла смерти

Большая часть людей доживает до старости. Три тысячи лет назад, когда средняя продолжительность жизни не превышала тридцати лет, некоторые доживали до семидесяти. Современная медицина, хотя и увеличила продолжительность жизни настолько, что в ряде стран она приблизилась к библейскому пределу, оказалась неспособной сдвинуть сам этот предел. Мы изменили кривую выживания так, что практически любой из нас имеет шанс, минуя детство и зрелость, дожить до семидесяти.

Биология рассматривает жизнь не как линейную, а как циклическую структуру, как серию изменений или как жизненный цикл. Для каждой определенной точки этого цикла имеется определенная вероятность смерти индивида, причем по мере продвижения по кругу степень такой вероятности возрастает. В семьдесят лет у человека почти в три раза больше шансов умереть в следующем году, чем в тридцать, и почти в пять раз больше, чем в десять. Это и есть так называемое старение. Наше социальное планирование во многом зависит от осознания вероятности подобного исхода. Таким образом, процесс умирания не ограничивается старостью, а начинается вместе с началом жизненного цикла, действуя на всем его протяжении.

Человек пытается предотвратить опасность, сопротивляясь неизбежному. Частично это физический рефлекс вроде отдергивания руки от горячей плиты, однако, одновременно происходит психологическая борьба со странным стремлением покориться опасности. Умирающий осознает бесплодность борьбы и смиряется с неизбежностью смерти. При этом у него возникает состояние отрешенности, в котором человеком овладевают странные мысли.

Эти мысли строятся в классический образ прожитой жизни. Это объясняется тем, что уход в прошлое как "эмоциональная защита от мыслей о смерти" и умирающий человек, лишенный будущего, концентрирует остаток жизненной энергии на попытках вернуть то, что в прошлом представляло для него особую ценность.
В случаях, если угроза жизни надвигается медленно, например в случаях постепенного развития болезни, то картины из прошлой жизни не появляются.
Процесс умирания является самостоятельной фазой развития человека с собственной последовательностью событий, определенными поддающимися описанию переживаниями и способами поведения.

Последовательность изменений, происходящих в ходе умирания может быть нарушена практически на любой из стадий. Кроме того, она может стать короче под влиянием боли и страха. Бывает даже, что достаточно сильный страх на начальной стадии умирания непосредственно приводит к заключительной стадии клинической смерти. Мы недаром говорим "испугался до смерти" или "умер от страха". Такое действительно случается.

Иногда находящиеся на лечении больные убеждены, что скоро умрут. Когда это происходит, считается, что они разрешили себе умереть, сдавшись перед лицом смерти. Человек, а не врач, первым узнает об изменениях собственного состояния. Чем сильнее выражено такое изменение, тем лучше оно осознается человеком, который в этом случае сначала, образно говоря, как бы беременеет смертью, затем же в срок разрешается ею от бремени.

5.Смерь, ее биологический смысл

Фридрих Энгельс писал: “Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный момент жизни…, которая не понимает, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, - смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится…Жить значит умирать”.

Говоря иными словами, смерть переформирована в живом. И она ни в коем случае не является мгновенным актом перехода из одного состояния в другое, как это представляют защитники религиозных взглядов, как об этом говорит христианское вероучение.

“Невозможно точно так же определить и момент смерти,- указывал Фридрих Энгельс в своей работе “Развитие социализма от утопии к науке”, - так как физиология доказывает, что смерть есть не внезапный, мгновенный акт, а очень длительный процесс”. Современные научные исследования подтверждают это положение.

Все живое рождается, растет, размножается, затем уходит со сцены, но, умирая, уступает место другим растениям и животным организмам. В этом непоколебимый закон и непоколебимое условие жизни.

Смерть сложного человеческого организма или организма высокоразвитого животного как целого наступает после остановки сердца и прекращения дыхания, когда ко всем органам перестает поступать кислород и питательные вещества, которые постоянно переносились с кровью. Обменные процессы между частями и органами тела прекращаются, жизнь из организма в целом исчезает. Вслед за этим начинается разрушение отдельных органов и тканей. Причем не все ткани и органы умирают одновременно, в одних процесс разрушения протекает быстрее, в других медленнее. От момента гибели организма в целом до смерти его составных частей, когда они прекращают свою жизнедеятельность и начинают разрушаться клетки, обязательно проходит некоторое время. Умирание организма является специфической формой движения живой материи, характерной для данного этапа ее существования. Умирание - переходный период между жизнью и смертью и, как все другие процессы, связанные с жизнью, изучается соответствующей наукой.

Таким образом, смерть является единством прерывности и непрерывности, содержит в себе одновременно и скачок и постепенность.

Период умирания в настоящее время принято делить на три части: предагональное состояние, агонию и клиническую смерть.

В преагональный период у больного резко ухудшается кровообращение, падает артериальное давление, развивается сильная одышка. Сознание еще борется с прогрессирующим недугом, но во многих случаях уже покидает человека, а в других становится спутанным, неясным. Агония гасит сознание, исчезают глазные рефлексы, пульс можно прощупать только на сонных артериях, питающих мозг, а дыхание становиться нерегулярным, судорожным. Организм напрягает последние силы, чтобы выстоять в борьбе со смертью.

Клиническая смерть - это переходное состояние от жизни к смерти. Это уже не жизнь, но вместе с тем еще не смерть. В период клинической смерти отсутствуют все внешние проявления жизнедеятельности организма: остановлены сердечная деятельность и дыхание, выключены функции центральной нервной системы, полностью отсутствует мышечный тонус, появляется трупный цвет кожи, но в тканях организма изолированно на чрезвычайно низком уровне происходят обменные процессы, которые сохраняют жизнеспособность тканей организма и потенциальную возможность их полного восстановления.

Различные органы человеческого тела сохраняют способность жить после смерти разное время.

Если клиническая смерть является обратимым явлением, то биологическая смерть в настоящее время необратима.

6.Заключение

Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта, быть может наиважнейшая для каждого человека, занимает центральное место во всей культуре человечества.

Жизненный цикл определяется как прогрессивная серия изменений организма, начинающихся с момента оплодотворения яйцеклетки и кончающихся моментом смерти. Следовательно, смерть и умирание являются стадией нашей жизни.

Список литературы

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. м.,1994.

2. Введение в философию: учебник для ВУЗов. М., 1989.Ч.2.Гл.18.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990.

4. Давидович В.,Аболина Р. Кто ты,человечество? М.,1975

5. Моисеев Н. Третьего варианта нам не дано//Социально-политический журнал. 1995.N2.

6. Несбит Д.,Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? М.,1992.

7. Хелсе В. Философия и экология. М.,1994.

8. Человек и общество. Современный мир. М.,1994.

9. Л. Г. Шигунова. Наука об оживлении организма, “Медицина”, М., 1972.

10. Э. А. Абрамян. Когда смерть преждевременна…, Баку, 1964.

11. Жизнь после смерти. Сборник. Редактор П. С. Гуревич. “Советский писатель”., М., 1990.

12. А. Л. Черняховский. Между жизнью и смертью, “Советская Россия”, М.,1980.

13. В. Неговский, Н.Уманец. Рассказ о побежденной смерти. Издательство политической литературы. М., 1965.

14. . А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Маркосян “Детская энциклопедия”, том 6, М., 1960.

15. “Спид-инфо”, газета. Апрель 1998г.

16. “Советский энциклопедический словарь”. Гл. редактор А. М. Прохоров “Советская энциклопедия”. М., 1990.

17. Левашко Е.И. Проблема жизни и смерти в истории философии, КГТУ, Казань, 1999.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Египетская версия смерти. Древняя Греция и смерть. Смерть в средневековье. Современное отношение к смерти. Отношение к смерти оказывает огромное влияние на качество жизни и смысл существования конкретного человека и общества в целом.

    реферат , добавлен 08.03.2005

    Феномен смерти в понимании философов. Эволюция отношения к смерти от средних веков до современности. Смерть в третьем, втором и первом лице. Смерть в момент наступления смерти.

    реферат , добавлен 03.03.2002

    Проблемы жизни и смерти в духовном осмыслении человека, смерть с точки зрения философии. Взгляды мировых религий на вопросы жизни и смерти. Христианское понимание жизни и смерти. Ислам о вопросах жизни и смерти. Танатология – учение о смерти, эвтаназия.

    реферат , добавлен 11.09.2010

    Исследование взглядов философов к проблеме смерти в различных исторических периодах от средневековья до наших дней. Анализ категории "смерть" как одной из тайн человеческого бытия. Характеристика этапов эволюции понимания и отношения людей к смерти.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Жизнь и смерть в религиозно-философских учениях древнего мира. История поисков смысла жизни и ее социального оправдания, современное представление о нем. Изменения в отношении к смерти в истории человечества. Естественно-научное понимание смерти.

    реферат , добавлен 14.01.2013

    Осознание человеком конечности своего земного существования, выработка собственного отношения к жизни и смерти. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. Вопросы утверждения нравственного, духовного бессмертия человека, право на смерть.

    реферат , добавлен 19.04.2010

    Движущая сила человеческих поступков. Танатология - наука о смерти. Анализ процессов умирания и смерти для оказания нравственно-терапевтического воздействия на духовные силы личности. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти, бессмертия в религиях мира.

    реферат , добавлен 03.12.2013

    Социальное значение смерти. Философское учение о бытии субстанции. Значение проблемы смерти. Рассуждение философов о сущности бессмертия. Смысл жизни человека, стремление извлечь максимум из своего существования и продление свое пребывание на земле.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2017

    Жизнь и смерть как вечные темы духовной культуры. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. Осознание единства жизни человека и человечества. История духовной жизни человечества. Понимание смысла жизни, смерти и бессмертия мировыми религиями.

    реферат , добавлен 28.09.2011

    Смысл жизни и бессмертия человека как основной нравственно-философский вопрос. Понимание смерти в концепциях различных религиозных воззрений: христианство, ислам, буддизм. Бессмертие, пути его обретения. Этические аспекты проблемы жизни и смерти.

Понятие смерти напрямую связано с понятием жизни, смертью завершается жизнь. Поэтому для понимания того, что такое смерть и как она наступает, необходимо вначале дать определение жизни.

В попытках понять себя и окружающий мир люди за всю историю человечества создали множество теорий о существе жизни - от самых примитивных до очень сложных, от грубо конъюнктурных до максимально объективных. Для судебной медицины, конечно же, естественно использовать в своей деятельности научно обоснованный биологический подход к пониманию процессов жизни и умирания.

Самое общее и краткое биолого-философское определение жизни звучит следующим образом: «Жизнь - форма существования белковых молекул». Постепенное совершенствование простейших форм жизни привело к возникновению сложных форм организации белковых молекул - белковых тел (еще употребляют термин «белковые системы»). Белковые тела от белковых молекул отличаются высокой степенью специализации и интеграции составляющих их частей.

Усложнение форм жизни естественным образом повлекло за собой усложнение механизма ее прекращения, т.е. процесса умирания. Сложность процесса породила многообразие его определений.

Из общепринятых определений смерти следует обратить внимание на предложенное Организацией Объединенных Наций: «Смерть - это полное прекращение всех жизненных функций организма».

Наиболее приемлемым для судебно-медицинской науки и практики следует считать чисто биологическое определение смерти: «Смерть - это прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни».

Наука, которая изучает процесс умирания, смерть и причины, приводящие к ней, называется танатологией. В рамках судебной медицины эти проблемы рассматриваются в разделе судебно-медицинской танатологии. Судебно-медицинская танатология изучает смерть с позиций интересов правоохранительных органов, раскрывающих и расследующих преступления.

Правила определения момента смерти человека, в том числе критерии и процедура установления смерти человека утверждены постановлением Правительства РФ от 20.09.2012 № 950 «Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека».

Судебной медициной смерть человека рассматривается в первую очередь как смерть системы, и поэтому при ее определении судебные медики ориентируются на основополагающие функции организма: деятельность центральной нервной системы; кровообращение и дыхание. Практически человека считают мертвым с момента прекращения сердцебиения и дыхания. В условиях клиники для установления факта смерти используют технику, регистрирующую основные функции живого организма.

После прекращения главных функций организма ткани и органы некоторое время сохраняют способность функционировать, используя резервные, главным образом внутриклеточные, механизмы жизнеобеспечения.

После отключения дыхания и кровообращения кора головного мозга сохраняет жизнеспособность на протяжении 6-8 минут, после чего в ней наступают необратимые изменения. Несколько дольше способны сохраняться подкорковые центры головного мозга и спинной мозг. У остальных тканей тела эти способности значительно больше, чем у мозга. Например, костный мозг может сохранять свою способность вернуться к нормальной деятельности на протяжении 3-4 часов после смерти организма в целом; кожа, костная ткань, сухожилия - до 20 часов.

Обычное умирание, если так можно выразиться, состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих друг друга.

  • 1. Предагональное состояние характеризуется глубокими нарушениями деятельности центральной нервной системы, проявляется заторможенностью пострадавшего, низким артериальным давлением, цианозом, бледностью или «мраморностью» кожных покровов. Такое состояние может длиться достаточно долго, особенно в условиях оказания медицинской помощи.
  • 2. Следующая стадия - агония - последняя стадия умирания, в которой еще проявляются главные функции организма в целом - дыхание, кровообращение и руководящая деятельность центральной нервной системы. Для агонии характерна общая разрегулированность функций организма, поэтому обеспеченность тканей питательными веществами, но главным образом кислородом, резко снижается. Нарастающая гипоксия приводит к остановке функций дыхания и кровообращения, после этого организм переходит в следующую стадию умирания. При мощных разрушающих воздействиях на организм агональный период может отсутствовать (как и предагональный) или продолжаться недолго, при некоторых видах и механизмах смерти он может растягиваться на несколько часов и даже более.
  • 3. Следующий этап процесса умирания - клиническая смерть . На этом этапе функции организма в целом уже прекратились, именно с этого момента и принято считать человека мертвым. Однако в тканях сохраняются минимальные обменные процессы, поддерживающие их жизнеспособность. Этап клинической смерти характеризуется тем, что мертвого уже человека еще можно вернуть к жизни, вновь запустив механизмы дыхания и кровообращения. В обычных комнатных условиях продолжительность этого периода составляет 6-8 минут, что определяется временем, в течение которого можно полноценно восстановить функции коры головного мозга.

С момента наступления клинической смерти начинают развиваться посмертные изменения тела человека, которые обусловливаются прекращением функций организма как биологической системы. Они существуют параллельно с продолжающимися процессами жизнедеятельности в отдельных тканях.

4. Биологическая смерть - это конечный этап умирания организма в целом, сменяющий клиническую смерть. Характеризуется необратимостью изменений в центральной нервной системе, постепенно распространяющейся на остальные ткани.

В быту и медицинской практике имеют место случаи глубокого угнетения жизнедеятельности организма человека в виде комы, обморока, летаргического сна и им подобных состояний. Эти состояния могут ошибочно восприниматься как смерть. Однако такая мнимая смерть может быть легко дифференцирована от настоящей. Основанием для этого служат посмертные процессы, развивающиеся на трупах только в том случае, если смерть действительно наступила. Поэтому многочисленные рассказы об ошибочном захоронении якобы живых людей - не более чем вымыслы или заблуждения. Захоронить человека живым можно только преднамеренно.

Первые достоверные признаки смерти появляются на трупе уже через 10-15 минут после прекращения сердцебиения. В частности, в глазных яблоках значительно падает внутриглазное давление, вследствие этого при сдавлении глазных яблок изменяется форма зрачка - из круглой она становится овальной (признак Белоглазова). У живых людей этого не отмечается. В качестве признака прекращения деятельности центральной нервной системы изучаются реакции зрачков на свет: если они сужаются при освещении, то это значит, что человек жив, отсутствие реакции свидетельствует о смерти. Еще один признак: при раздражении конъюнктивы или роговицы глаза у живого человека происходит автоматическое сведение век, у мертвого эта реакция отсутствует.

При наличии соответствующих условий для установления смерти самыми надежными являются методы электрокардиографии и электроэнцефалографии, регистрирующие электрические импульсы, имеющие место при функционировании сердца и центральной нервной системы.

Через 1,5-2 часа после смерти на трупе появляются достаточно четкие признаки посмертных изменений, такие как трупные пятна, трупное окоченение, трупное подсыхание. Несколько позднее четко определяется значительное понижение температуры тела, также достоверно свидетельствующее о наступлении смерти.

Классификация смерти. Как уже отмечалось, смерть может наступить от различных внешних и внутренних причин. На основе характеристик факторов, вызывающих наступление смерти, созданы несколько судебно-медицинских классификаций смерти, которые, естественно, учитывают интересы правоохранительных органов и положения уголовно-процессуального закона.

Рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций (рис. 10.1). В соответствии с этой классификацией смерть делится на две категории: насильственная и ненасильственная. Насильственной принято считать смерть, наступившую в результате действия на организм человека внешнего фактора: механического, химического, физического и др. Ненасильственная смерть вызывается заболеваниями и реже глубокими возрастными изменениями (от старости).

В некоторых случаях действие внешних и внутренних факторов происходит совместно, при этом бывает трудно определить, какой из них играет ведущую роль.

Насильственная смерть может быть убийством , самоубийством или несчастным случаем , это называют родом насильственной смерти. Определение рода насильствен-

Рис. 10.1. Судебно-медицинская классификация смерти и компетенция ее квалификации ной смерти входит в компетенцию правоохранительных органов, судебные медики род смерти не устанавливают. Но своими исследованиями трупа на месте происшествия и в морге, а также исследованиями следов биологического происхождения они могут дать следователю основания для констатации рода насильственной смерти: убийства, самоубийства или несчастного случая. Естественно, следователь принимает окончательное решение на основе совокупности всех собранных им данных, в числе которых и судебно-медицинские.

Среди возможных вариантов ненасильственной смерти выделяют понятие скоропостижной. К скоропостижной относят смерть человека, которая наступила неожиданно для окружающих на фоне кажущегося здоровья.

Вид смерти определяют по характеру фактора, который привел человека к смерти. При этом факторы группируют но механизму их действия и иным признакам.

Выделяют следующие виды насильственной смерти: от механических повреждений; от механической асфиксии; от отравления; от действия высокой и низкой температур; от действия электричества; от действия изменения барометрического давления; от действия лучистой энергии. Реже встречаются некоторые другие виды насильственной смерти.

Насильственная смерть одного и того же вида может быть разной по роду, т.е. может быть и убийством, и самоубийством, и несчастным случаем. Проиллюстрируем сказанное следующим простым примером. Допустим, человек отравился метиловым спиртом - сильным ядом. Судебные медики при определенных обстоятельствах достаточно легко установят, что произошло отравление метиловым спиртом, следовательно, смерть относится к категории насильственных, вид смерти - отравление. А вот установление рода смерти - обязанность правоохранительных органов. Человек мог сам осознанно налить себе в стакан метилового спирта и выпить его, желая прервать свою жизнь. Установив это, правоохранительные органы квалифицируют событие как самоубийство. Если же будет установлено, что яд в стакан был налит другим человеком, который знал, что он делает, то это уже убийство. Если же пострадавший выпил метиловый спирт но ошибке, приняв его за этиловый, и эта ошибка никем не была подстроена, то налицо несчастный случай. При определении рода смерти в описанной ситуации судебная медицина практически ничем не может помочь следствию. Но во многих случаях ее помощь может быть если не решающей, то значительной.

Ненасильственную смерть подразделяют на следующие основные виды: от заболеваний сердечно-сосудистой системы; от заболеваний органов дыхания; от заболеваний центральной нервной системы; от заболеваний органов пищеварения и др.

В данной главе изложены общие положения судебно-медицинской танатологии. Эти положения в той или иной степени характерны для всех категорий, родов и видов смерти, с которыми приходится работать судебным медикам, оказывая помощь правоохранительным органам. Особенности наступления смерти при тех или иных обстоятельствах освещаются в других главах.

Смерть вызывает у человека беспокойство своей неизбежностью, неотвратимостью, с одной стороны, и неопределенностью наступ­ления - с другой. Здоровый или временно больной человек подав­ляет и вытесняет мысль о смерти. Танатофобия /навязчивый страх смерти/, которой страдает человек, которому смерть непосредст­венно не угрожает, - это признак невроза. С проблемой умирания и смерти медицинский работник встречается особенно при контак­те с очень тяжело и длительно страдающими больными. В прошлом «душевное утешение» таким больным предоставляли священники и религиозные организации. Измененные социальные условия с умень­шением религиозности ставят на место священника врача, меди­цинскую сестру, психолога. Они должны были бы обеспечить боль­ному право на достойное умирание. Для этого необходимо рас­смотреть в особенности биологические, клинические, психологи­ческие и философские взгляды на смерть и подготовить психоте­рапевтические методы, с помощью которых можно было бы справить­ся с критическим психическим состоянием больного. Однако тана­тология /т.е. наука о смерти/ находится лишь в начале своего развития.

Вкладом в эту проблему являются так называемые психологи­ческие вскрытия, проводимые в институте гериатрии в Массачусетсе. На конференции лечащих врачей, медицинских и социальных сестер, психологов, психиатров и священников оценивается жизнь умершего, главным образом, перед началом смертельного заболева­ния и его поведение в течение болезни. Исследования показали, что наступлению смерти может в большой степени способствовать сильный эмоциональный и социальный кризис, ее может ускорить капитуляция и особенно потеря способности очень старых и слабых больных понять окружающий мир. Эти больные также испытывают наибольший страх смерти. «Психическая аутопсия принесет не толь­ко пользу. Мы больше узнаем о том, как обращаться с больными, узнаем их потребности и будем иметь возможность сделать то, в чем умирающий действительно нуждается. Кроме того, психологичес­кие вскрытия могли бы способствовать пониманию нужд старых лю­дей и старости» /из наблюдений психолога института гериатрии/.

В прошлом человек с детства встречался со смертью родствен­ников и близких. Эта личная конфронтация все больше уменьшается. В связи с более частым умиранием в больницах смерть инсимиуционализируется. До своих 6 лет ребенок имеет представление об об­ратимости смерти. Полное понимание ее неотвратимости наступает примерно в пубертатный период. Религиозные представления о заг­робной жизни у детей сейчас являются чрезвычайно редкими.

Средний возраст, связанный с полной трудовой активностью и, как правило, с богатой и сложной личной жизнью, отодвигает мысль о смерти на край сознания. Угроза жизни в результате бо­лезней кровообращения, злокачественных процессов и тяжелых травм застает многих пострадавших и их родственников психичес­ки неподготовленными.


В старости человек понимает близость смерти, но с трудом примиряется с ней. Часто не справляется с повышенными требова­ниями к адаптации - при уходе на пенсию, смерти партнера, пере­езде - это подрывает его жизнестойкость и может ускорить его смерть. Естественная смерть - от возрастного одряхления - яв­ляется скорее исключением. Сама старость - это не болезнь, но она сопровождается многочисленными болезнями. Не только «от воз­раста нет лекарств», но также и от ряда болезней старости нет пока эффективных средств.

При подготовке человека к смерти можно опереться на некото­рые философские определения и примеры. Неизбежность смерти заставляет человека решать, действовать, жить полной жизнью и не откладывать свои действия до бесконечности. Примером философс­кого попирания смерти было мировоззрение Эпикура, который гово­рил, что смерть нас не касается, так как когда мы здесь, то смерти еще нет, а когда есть смерть, то нас уже нет. По мнению Спинозы, мудрость человека заключается не в мысли о смерти, а в мыслях о жизни. Сдвиг от мысли о смерти к мысли о жизни и к воспоминаниям о ее течении может также помочь умирающему прими­риться со смертью, а тем самым и облегчить умирание. Это смеще­ние тем легче, чем большую эмоциональную опору имеет умирающий в своем окружении, следовательно, во враче и медсестре.

Профилактически необходимо нарушить табу о смерти и гото­виться к ней еще в состоянии полной силы и здоровья. Полезной может быть также и апелляция к альтруизму каждого из нас: сде­лать собственное умирание переносимым и приемлемым, как можно менее тяжелым для окружающих, оставить о себе самые лучшие вос­поминания, проявить сопротивляемость и мужество. Речь идет о мужестве без риска - в отличие от мужества и отваги в обычной жизни. Но мужество по отношению к смерти проявится в том слу­чае, если оно было прочной чертой личности больного. С трудом его может вдохнуть в умирающего извне здоровый человек.

Уже упоминалось о том, что мера страха смерти не соответст­вует фактической опасности. Является парадоксом, что в цивили­зованном обществе, где физическое состояние людей отчетливо улучшается, увеличивается паническое опасение болезни и смерти, в первую очередь опасения болезней, переживаемых как «коварные» /инфаркт, инсульт, рак/. Обратим внимание на некоторые более широкие аспекты проблемы.

Современное промышленное общество создает в людях стихийно-потребительское отношение к жизненным ценностям. Некоторые эле­менты этого отношения проникают в образ жизни в любом обществе. Возникают определенные правила, в соответствии с которыми граж­данин должен обеспечить себе какой-то «обязательный стандарт». Перед его глазами стоят потребительские идеалы /автомобиль, да­ча, вилла, тип отпуска, одежды, оборудование квартиры/, а так­же и личные идеалы /внешний вид, сексуальная реализация, спор­тивная форма/. Так в людях возникает ощущение права, а также обязанности «пользоваться жизнью», потребление перестает быть средством и становится целью, не взирая на цену, которую необходимо платить, будь то в финансовом, медицинском отношении, или в виде создания угрозы для человеческих отношений. Мысль о смер­ти, о неотвратимом конце отступает в тень социально-психологи­ческого процесса. Тяжелая болезнь или неожиданная смерть близ­ких потом действует как ошеломляющий удар на психически не под­готовленных потребителей жизни. Излишняя популяризация прогрес­са медицинской науки иногда поддерживает в людях утверждение в ее почти неограниченных возможностях, что еще больше увеличи­вает риск разочарования. Особенно те люди, которые не очень за­няты на работе и не выполняют полезной общественной работы и остаются в тяжелые моменты одинокими, все чаще возвращаются к мыслям о том, что угрожает их жизни и здоровью.

Религиозные мыслительные системы, которые в прошлом сос­тавляли определенную часть образа жизни, воспитывали в людях определенные «психические антитела» против страха перед болез­нью и смертью. Культ страдания в обрядах и молитвах /«Помни о смерти!»/ делал из мысли о смерти, болезни и страданий состав­ную часть психической оснащенности человека, страдание станови­лось заслугой, которая якобы будет в загробной жизни справедли­во оценена. Религиозные институты действовали так с историчес­кой точки зрения в соответствии с интересами правящих властей, но индивидуально или групповым способом они могли предоставить посредством фиктивных ценностей облегчение от жизненных тягот. Атеистическое мировоззрение в сущности содержит гораздо меньше иллюзий, уводящих от жизни-фантазии и ритуалов.

Реакции на опасность или близость смерти:

А) смирение и спокойное принятие неизбежного;

Б) пассивная капитуляция, проявляющаяся в апатии и безраз­личии;

В) уход в обычные разговоры и воспоминания;

Г) уход в фантазию о бессмертии;

Д) при относительно сохранившихся психических и физических способностях компенсаторная деятельность может быть полезной /завер­шение работы, решение семейных проблем, путешествие/ или проб­лематичной и даже вредной /злоупотребление токсическими вещест­вами, переедание, эксцессы в эротике и сексе/.

Реакции на угрожающую смерть часто проявляются невербально, и они не обязательно проявляются в общем поведении или в словесном выражении, а могут быть и отрицательными.

В литературе описываются следующие фазы хронического опас­ного заболевания:

А) сознание наличия тяжелой болезни;

Б) внутреннее отрицание опасности;

В) ожесточение и даже гнев /по схеме «почему именно я...?»/;

Г) депрессия с суицидными мыслями и попытками, чаще спонтан­ными, чем итоговыми;

Д) договоренность - срок в представлении откладывается /«когда сын окончит школу»/;

Е) активное примирение со смертью, хотя надежда на опреде­ленное продление жизни сохраняется /«каждый день дорог»/.

Если надежда исчезает, то происходит:

Ж) пассивная капитуляция, отказ от связи с жизнью и потеря интереса к окружающему.

Фазы могут быть более или менее выражены и могут повторять­ся в соответствии с развитием болезни, ходом лечения и в связи с влиянием окружающей среды.

Собственно умирание. Задержанная смерть - это понятие, вы­текающее из новых условий лечения и ухода. Респираторы, искусст­венное или вспомогательное кровообращение, искусственная почка, электрические стимуляторы функций удерживают деятельность орга­низма в течение месяцев и лет, часто при отсутствии сознания. При нарушении этих искусственных методов жизнь, как правило, быстро прекращается. Эта лечебная техника делает необходимым дать новое определение смерти: смерть организма отождествляет­ся со смертью мозга, главным проявлением деятельности которого, кроме рефлексологических данных, является постоянная изоэлектрическая запись на электроэнцефалограмме, по более новым данным артериографическая блокада при непроходимости капилляров. На практике, разумеется, это выявление проводится в тех случаях, где установление момента смерти имеет большое значение, напри­мер, при установлении смерти донора органа, при решении вопро­са о дальнейшей реанимации и т.п. Граница между живым и мерт­вым в такой связи становится менее острой: до сих пор «живой» орган из мертвого тела становится условием для дальнейшей жиз­ни человека, которому угрожает смерть.

То обстоятельство, что труп является единственным источником «запасных частей» для тела больного, совершенно изменяет взгляд на мертвое тело и вызывает серьезные этико-правовые и медицинские проблемы. Необходимо преодолеть барьеры, которые человек испытывает при мысли, что после его смерти будут мани­пулировать с его телом. При этом психологическая проблематика гораздо сложнее и труднее.

Психология клинической смерти основывается на спорных и ненадежных сведениях. Некоторые люди, выведенные из состояния клинической смерти, говорят, что они видели свет, становившийся все более и более ярким, которого они боялись, но который притягивал их. Это не поддающееся описанию облучение они испы­тывали, не думая о собственной персоне и не осознавая этого. Возвращение к жизни они переносили как болезненное явление.

В новой связи проявляется проблема эвтаназии, которую диф­ференцируют на активную и пассивную. Активная эвтаназия - это умышленное умертвление из сострадания по требованию жертвы или без нее. Правовой порядок запрещает ее, активная эвтаназия расценивается как уголовное деяние - убийство. Особенно пробле­матичной и социально опасной она становится там, где врач или какой-нибудь другой институт решали бы вопрос о «напрасности и ненужности» человеческой жизни. История приводит трагические примеры этого. Нацистские врачи уничтожили в Германии во время второй мировой войны 40 000 психически больных, количество ко­торых в результате этого понизилось до 260 000. Активная эвтана­зия - это «метод наполненного шприца».

Пассивная эвтаназия - это ограничение или исключение осо­бенно сложных лечебных методов, которые хотя и удлинили бы жизнь ценой дальнейших страданий, но не спасли бы ее. Речь идет о сокращении дистаназии, то есть «плохого умирания». Это «ме­тод отложенного шприца». Несмотря на то, что и пассивная эвта­назия может быть проблематичной, решающей здесь является «мо­раль данной ситуации», по которой врач оценивает с точки зрения интересов и состояния больного и реальных лечебных возможностей все «за» и «против».

Психологическая помощь. Врачи стремятся облегчить положение больного путем симптоматического лечения, назначают паллиатив­ные и небольшие манипуляции, которые могут оказать благоприят­ное действие как плацебо. Врачи придерживаются принципа хорошего ухода и стараются уменьшить физический дискомфорт. Избегают вмешательств, которые сами по себе более неприятны, чем само заболевание. Проявляют понимание страхов и опасений больного, стремятся тактично отвлечь от них внимание его и переключить на более приятные или интересные впечатления и воспоминания из его прошлого. Обеспечивается более частый контакт с родственни­ками, особенно с родителями больного ребенка. Родственников предупреждают о том, чтобы напрасно не тревожили пациента. Сог­лашаются с помощью родственников при уходе за больным. Все де­лается для того, чтобы у больного не возникло ощущения, что он «списан со счета». В заключение беседы и обхода больного надо подбодрить словами «до свидания, до завтра». На вопросы больного о дальнейшем течении и длительности болезни следует отвечать в соответствии с психической сопротивляемостью больного. Положе­ние врача может облегчить то обстоятельство, что и при важных жизненных моментах действуют определенные социальные нормы, которые помогут преодолеть неприятные и сложные элементы кон­такта /«молчание - тоже ответ», «общественная ложь»/. Большин­ство больных это понимает и не сердится на врачей за такое по­ведение. Для трудного разговора с больным желательно неавтори­тарное, партнерское поведение, связанное с умением слушать и сопереживать. По данным некоторых авторов с этой проблемой ху­же справляются те врачи и психологи, которые сами боятся смер­ти, и поэтому встреча со смертью их больше всего волнует.

Например, одна женщина была свидетельницей предсмертного состояния и страха больной, которая лежала рядом с ней в пала­те. Вместе с другими больными она просила сестру как-нибудь облегчить страдания умирающей. Медсестра ответила: «В этом нет необходимости, она все равно умрет».

Аналогичная сцена была описана в литературе: «Недавно я был свидетелем того, как в больнице умирающую больную вывезли в коридор - за ширму. Вечерело. Сестры, громко переговариваясь, пробегали мимо, смеялись. Звенела посуда. Стукнула крышка мусорного ведра. Умирающая позвала сестру. Сестра сказала: «Но ведь я уже открыла окна настежь! Больше уже невозможно!». Потом шум в коридоре уже несколько утих - хрипение прекратилось. Сес­тра отодвинула ширму в сторону и подошла к телефону. «Уже все кончено, доктор, вы можете прийти». Двери были открыты, слова разносились по коридору».

Просьба обеспечить возможность достойного и человеческого умирания справедлива и неотложна, она касается всех, без исклю­чения.

Завершающей фазой онтогенеза является смерть. В человека различают естественную (физиологическую) смерть, наступающего вследствие старения, а также преждевременную (Патологическую) смерть, следующего под действием заболеваний или вследствие несчастного случая.

Смерть - это процесс, который можно разделить на два этапа. Первый этап - клиническая смерть . Для нее характерны: потеря сознания, остановка дыхания и сердцебиение. Но большая часть органов продолжает активно функционировать.

Состояние клинической смерти постепенно меняется биологической смертью. Она наступает не одновременно во всех органах, что зависит от чувствительности клеток к кислородному голодания. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода нервные клетки коры головного мозга. Несвязные ротные нарушения в них наступают через 6-7 мин. Для удлинение состояния клинической смерти без перехода в биологическую используют гипотермию – снижение температуры тела путем его охлаждения.

Смерть является завершающим этапом онтогенеза. Клиническая смерть характеризуется потерей сознания, прекращением сердечной деятельности клеток и дыхания, однако большинство клеток и органов все же остаются живыми. Продолжается обновление клеток, продолжается перистальтика кишок. Это состояние организма обратный при условиях применения мер по обновлению (реанимации) организма.

Биологическая смерть характеризуется тем, что она необратима. Сначала гибнет кора больших полушарий головного мозга, затем клетки сердца, кишечника, легких, печени

Актуальной остается проблема замедления процессов биологической, психологической и социальной инволюции и продления активного долголетия. Наука, которая изучает механизмы старения, - геронтология, а гериатрия изучающая особенности развития, течения, лечения и предупреждения заболеваний у людей летнего возраста.

Социальные изменения - фундаментальный социальный процесс, обусловливающий резкие изменения в общественном здоровье. Хотя социальные изменения реализуются в структурных элементах общества, в основе изменений лежат культурные трансформации духовной жизни общества.

В течение последних трех столетий в мире наблюдается только одно направление социальных изменений - вестернизация, т.е. усвоение обществами, претерпевающими изменения, ценностей и паттернов социального поведения, изначально присущих западным обществам. Социальные изменения - объективный процесс; воля отдельных индивидов, включая политических лидеров, может его лишь замедлить или ускорить, в той или иной мере исказить течение.

Воздействие социальных изменений на здоровье любого общества универсально повреждающее. Примеры многих обществ, включая российское, наглядно демонстрируют повреждающие эффекты вестернизации на общественное здоровье. Это:

· уменьшение численности населения в результате снижения среднего возраста дожития (смертности), снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции;

· рост общей и нервно-психической заболеваемости, изменение ее структуры в сторону преобладания заболеваний с более тяжелым течением и исходами, прежде всего - психосоматических заболеваний;

· рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией;

· рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к охране труда и технике безопасности вследствие необходимости уменьшения производственных затрат и согласия людей работать во вредных и опасных условиях;

· появление значительных по объему маргинализированных социальных групп - беженцев, бездомных, безработных;

· рост всех видов социальных девиаций: преступности, алкоголизации, наркотизма, проституции, самоубийств - и заболеваемости и смертности по связанным с ними причинам (убийства; смерти от острого отравления алкоголем, передозировки наркотиков; заболевания, передающиеся половым и инъекционными путями);

· экономическая (материальная) депривация больших групп населения, приводящая к обнищанию, сопряженному с нехваткой средств на полноценное питание, одежду, лекарства, средства личной гигиены, оплату жилья;

· неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье в своих сферах деятельности (экономика, право, промышленность и пр.).

Многоплановость и многогранность проблемы долголетия населения позволяет считать ее одной из наиболее сложных социально-биологических проблем современности. В ней тесно переплетаются социально-экономические, медико-гигиенические, природно-географические, генетические и психологические аспекты. Внешняя среда (социальная и физическая), сам человек как носитель биологических и общественных признаков, его поведение и образ жизни, соотношение социальных и биологических факторов в его здоровье и долголетии представляют единый неразрывный комплекс.

Смерть представляет собой универсальный способ ограничить участие многоклеточного организма в размножении, и в этом состоит ее биологический смысл. Без смерти не было бы смены поколений - одного из главных условий эволюционного процесса.

Многие вопросы, касающиеся долголетия , еще не получили достаточно полной научной разработки. Особенно мало проведено в этом направлении исследований социально-гигиенического характера.

На продолжительность жизни влияет состояние окружающей среды, где проживает и проживал долго­житель, фактор наследственности и уровень медицин­ской помощи, который может оказать положительное воздействие, в первую очередь, на состояние здоровья человека. От­сюда понятно, что здоровье и продолжительность жизни человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и оп­ределяется историческими, национальными традиция­ми (менталитет) и личными наклонностями (образ)


Похожая информация.


СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ
Смерть - это прекращение жизни. Смерть всего организма называют соматической смертью. Гибель клеток в ходе нормального процесса замещения их другими называют некробиозом. Термином "некроз" обозначают гибель клеток из-за дефицита кислорода, ожога или другого местного повреждения. Предмет данной статьи - соматическая смерть человека. Смерть наступает, когда из-за болезни, травмы или вследствие старости прекращают функционировать такие жизненно важные органы, как сердце, легкие, мозг, печень и почки. Принято, однако, связывать смерть с остановкой сердцебиений. Сердце быстро перестает работать, если какой-либо жизненно важный орган не обеспечивает в необходимой мере функционирование организма. С остановкой сердца останавливается и кровообращение, и тогда клетки тела лишаются кислорода, необходимого для их выживания. В первую очередь гибнут клетки мозга, которые в наибольшей степени нуждаются в кислороде. В последнюю очередь - клетки корня волос и ногтей, продолжающие жить в течение нескольких часов. После прекращения работы сердца и легких клетки тела живут от четырех до шести минут. Этот короткий период известен как клиническая смерть. При оказании экстренной медицинской помощи иногда удается оживить человека в состоянии клинической смерти, если своевременно восстановить его дыхание и кровообращение. После этого больной может продолжать дышать самостоятельно либо его жизнь поддерживают с помощью аппарата искусственного дыхания и других систем жизнеобеспечения. После шести минут клинической смерти клетки мозга необратимо повреждаются и погибают. Через короткое время то же происходит и с другими клетками организма, и наступает окончательная смерть без надежды на оживление. После смерти температура тела медленно снижается до температуры окружающей среды, а кровь собирается в нижних частях тела. Постепенно мышцы становятся жесткими (состояние, известное как трупное окоченение). Позднее они теряют свою жесткость и становятся мягкими. После этих изменений ткани тела подвергаются воздействию бактерий и начинают разлагаться. Отсутствие сердцебиений и дыхания до недавнего времени рассматривалось как свидетельство смерти. Однако сегодня медицина может искусственно поддерживать эти функции, что ставит под вопрос традиционное понимание смерти. Многие врачи, и не только они, считают, что окончательным свидетельством смерти является смерть мозга, т.е. полное отсутствие его электрической активности в течение 24 ч по показаниям электроэнцефалографа. С момента введения в практику трансплантации органов проблема определения смерти стала очень важной. Для успешной трансплантации необходимо, чтобы соответствующие органы были изъяты немедленно после смерти донора. Это требование привело к серьезным правовым и этическим проблемам при попытках определить, когда и при каких обстоятельствах следует отключать приборы жизнеобеспечения
(см. ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ). Оспариваются и многие другие традиционные воззрения на смерть. Существует точка зрения, что человек имеет т.н. право на смерть. Согласно этому воззрению, неизлечимо больной человек или члены его семьи вправе потребовать, чтобы чрезвычайные меры по поддержанию жизни были приостановлены и человек получил возможность умереть с достоинством. Некоторые люди для уверенности в том, что их пожелания будут выполнены, составляют особое завещание, в котором отказываются от любого лечения, имеющего целью лишь поддержание жизненных функций организма. Право на смерть отвергается многими по моральным и религиозным соображениям. Одни верят, что жизнь священна и никто не имеет права выбрать смерть. Другие возражают против права на смерть, опасаясь, что его признание открывает путь к разрешению эвтаназии, т.е. к убийству из сострадания.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ" в других словарях:

    СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ - (death and dying) прекращение жизни, которая на сегодняшний день определяется медициной как смерть мозга. Социологи с интересом изучали данное явление, особенно его социокультурные различия, социальные условия, социально управляемые процессы,… …

    УМИРАНИЕ - (dying) см. Смерть и умирание … Большой толковый социологический словарь

    Угасание, смерть; издыхание, исчезновение, прекращение, погасание, некробиоз, исчезание, агония. Ant. рождение Словарь русских синонимов. умирание угасание / о последнем периоде: агония Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов

    Жен. (мереть), смёртушка, моск., тамб. смерётка, точка, тушка, смерёдушка, новг., олон., архан. конец земной жизни, кончина, разлучение души с телом, умирание, состояние отжившего. Смерть человека, конец плотской жизни, воскресение, переход к… … Толковый словарь Даля

    Жанр: Повесть

    Кончина, успение, гибель, конец, казнь. До гроба, до гробовой доски, по гроб, до самой смерти. Я в чужбине гроб найду. Жук. Дни его уж сочтены, он одной ногой в гробу, он в гроб смотрит, на ладан дышит (он близок к смерти). Прожил в блаженном… … Словарь синонимов

    Умирание: Процесс перехода материи из живого состояние в неживое. См. Смерть. Вид акции протеста, когда протестующие демонстрируют процесс умирания или изображают мёртвых … Википедия

    Умирание - – внезапное или постепенное прекращение у человека всех физиологических и психических процессов. Западное общество традиционно отрицало смерть. Отказ от простых слов при описании смерти, употребление метафор «приказать долго жить», «навсегда… … Словарь-справочник по социальной работе

    Смерть - одна из основополагающих тем экспрессионизма. Вслед за Ф.Ницше экспрессионисты трактуют смерть не как противоположность жизни, а как одно из ее проявлений. Новизна танатологической парадигмы состоит в том, что смерть в экспрессионизме в… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

    Умирание языка - Процесс утраты языком наиболее устойчивых социально коммуникативных функций (внутрисемейного, бытового общения, традиционной хозяйственной деятельности, фольклора), приводящий в конечном итоге к прекращению бытования языка как средства общения … Словарь социолингвистических терминов

Книги

  • , Гроф Станислав Категория: Классическая и профессиональная психология Серия: Трансперсональная психология и психотерапия Издатель: Ганга ,
  • Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти , Станислав Гроф , Трудно представить себе более универсальную и лично значимую для всех тему, чем смерть и умирание. На протяжении своей жизни все мы теряем родственников, друзей, учителей и знакомых, а в… Категория: Зарубежные философы Серия: Трансперсональная психология Издатель:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.