21.06.2023
Запасные части, регулировки и ремонт. Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов
Двигатели ЯМЗ-240 относятся к группе V-образных двенадцати цилиндровых тяжелых дизелей Ярославского моторного завода. Получено данное семейство за счет добавления большего количества цилиндров к восьми цилиндровому двигателю, а также изменения угла их развала и способа опоры коренных шеек коленвала.
Технические характеристики двигателей серии ЯМЗ-240 различны, моторы данного семейства делятся на атмосферные и турбированные, но все имеют экологические показатели Евро-0.
К атмосферным двигателям ЯМЗ-240 относятся дизели ЯМЗ-240М2 и ЯМЗ-240БМ2-4. Базовым является автомобильный мотор ЯМЗ-240М2, предназначен для установки на карьерные самосвалы БелАЗ с грузоподъемностью тридцать тонн.
Двигатель ЯМЗ-240БМ2-4, это тракторная модификация ЯМЗ-240М2, изготовлен специально для применения на сельскохозяйственных тракторах К-701. В настоящее время ЯМЗ-240БМ2-4 на новые изделия не устанавливается и поставляется исключительно в запчасти. Ввиду того, что модификация производится без гидромуфты, то генератор, конструктивно устанавливаемый на гидромуфту, с двигателем так же не поставляется.
Двигатели ЯМЗ-240НМ2 и ЯМЗ-240ПМ2 это форсированные турбонаддувом модификации дизеля ЯМЗ-240М2 и предназначены на карьерные самосвалы БелАЗ большей грузоподъемности. Основным спросом в настоящее время пользуются модели ЯМЗ-240НМ2, применяемые на сорока двух тонных самосвалах.
Подробно с техническими характеристиками и применяемостью двигателя ЯМЗ-240 ознакомьтесь на странице нужной модели.
ЯМЗ-240 - это 12-цилиндровый мощный двигатель с надежной конструкцией и качественными техническими характеристиками, применяющийся на специальной технике, требующей для эксплуатации высокосильных моторов.
Мощный дизель
Дизельный двигатель ЯМЗ-240, технические характеристики которого позволяют эффективно применять мотор на тяжелой технике, производит с 1962 года. Дизель входит в первое поколение силовых агрегатов, разработанных предприятием и запущенных в серийное производство. Кроме 12-цилиндрового ЯМЗ-240 эту линейку составили 6-цилиндровый ЯМЗ-236 и 8-цилиндровый ЯМЗ-238. Все указанные силовые агрегаты обладают V-образной конструкцией, хорошим набором технико-экономических показателей, широкой унификацией.
Благодаря достигнутой унификации удалось уменьшить затраты на производство, что не только позволило увеличить количество выпускаемых моторов, но и снизить дальнейшие эксплуатационные расходы, повысить ремонтопригодность. Указанные качества способствовали широкому применению нового силового агрегата.
Применение ЯМЗ-240
Сильные 12-цилиндровые двигатели, мощность которых в зависимости от модификации составляет от 300 до 600 лошадиных сил, проектировались для комплектования различной техники, требующей не только большой мощности, но и высокой надежности. Эти факторы связаны с тем, что практически всегда таким транспортным средствам или промышленному оборудованию приходилось работать в тяжелых условиях. Поэтому изначально заложенные для ЯМЗ-240 технические характеристики позволили устанавливать и уверенно эксплуатировать следующую технику с указанными силовыми агрегатами:
- карьерные самосвалы БелАЗ различной грузоподъемности;
- тепловозы МДП;
- трактора «Кировец»;
- специальные гусеничные тягачи;
- многоосные шасси разнообразного назначения;
- шахтные самосвалы МоАЗ.
Эффективной эксплуатации указанной техники способствуют не только технические характеристики двигателя ЯМЗ-240, но и часто устанавливаемые совместно с ним коробки передач и сцепления, выпускающиеся на Ярославском заводе и специально разработанные для данных моторов.
Назначение и технические параметры ЯМЗ-240 НМ2
Одной из самых распространенных модификаций, выпускаемых в настоящее время, является двигатель ЯМЗ-240 под индексом НМ2. Он имеет три варианта комплектации и устанавливается на самосвалы БелАЗ грузоподъемностью от 40 до 45 тонн, а также на спецтехнику, выполненную на базе этих автомобилей. Такое применение обеспечивают следующие технические характеристики ЯМЗ-240 НМ2:
- тип - дизельный;
- вариант исполнения - четырехтактный, турбированный;
- охлаждение - жидкостное;
- число цилиндров - 12 шт.;
- расположение - V-образное;
- угол развала - 75 градусов;
- рабочий объем - 22,3 л;
- мощность - 500,0 л. с.;
- номинальные обороты - 2100 об/мин;
- степень сжатия - 15,22;
- диаметр цилиндра/ход поршня - 13/14 (см);
- количество клапанов на цилиндр - 2 шт.;
- удельный расход топлива - 208,0 г/кВт. ч;
- смесеобразование - прямой впрыск;
- масса - 1,79 т;
- габариты (м);
- длина - 1,76;
- ширина - 1,10;
- высота - 1,19;
- ресурс - 8000 ч.
Устройство дизеля
Простая конструкция обеспечивает ЯМЗ-240 технические характеристики требуемых параметров и надежную эксплуатацию. Основными элементами силового агрегата являются:
- блок цилиндров;
- коленчатый вал;
- поддон блока цилиндров;
- ГБЦ с гильзами;
- радиальный турбокомпрессор;
- маховик;
- поршни, шатуны;
- распредвал;
- толкатели, клапана;
- газопровод;
- регулятор вращения;
- воздушный фильтр;
- фильтр для очистки масла;
- топливные фильтры грубой и тонкой очистки;
- масляный насос;
- ТНВД с приводом;
- топливоподкачивающий насос;
- топливные трубопроводы;
- водяной насос;
- трубопроводы охлаждающей системы;
- стартер;
- генератор.
Для надежной длительной эксплуатации, а также поддержания установленных технических характеристик ЯМЗ-240 необходимо выполнять обслуживание, установленное компанией-производителем. Для данного мотора такая периодичность установлена:
- ТО-1 - каждые 500 часов работы;
- ТО-2 - каждые 1000 часов.
Кроме этого, требуется осуществлять ежедневный уход и сезонное обслуживание, порядок которых определен руководством по эксплуатации ЯМЗ-240.
Возможные неисправности дизеля
Несмотря на то, что двигатель обладает по современным меркам достаточно простой конструкцией, длительным периодом выпуска, что позволило отработать технологию производства, как и у другого сложного механизма при его эксплуатации возможно появление определенных неполадок. К наиболее частым из них на основании опыта эксплуатации данных силовых агрегатов следует отнести:
- поломка топливного оборудования в связи с применением некачественного топлива или не соответствующего сезону эксплуатации, а также несвоевременной замены топливных фильтров;
- ранний износ шатунно-поршневой группы по причине применения несоответствующих смазочных материалов;
- возникновение постороннего стука в связи с нарушением регулировки клапанов;
- снижение мощности по факту засорения выпускного тракта и/или воздушного фильтра.
Мощный ДВС ЯМЗ-240, технические характеристики которого и проверенная конструкция по-прежнему эффективны при использовании на специальной технике, требующей высокой мощности и большой надежности, широко применяется и сейчас.
Двигатель ЯМЗ-240НМ2 выпускался Ярославским Моторным Заводом с 1988 г. Предназначен для установки на карьерные самосвалы грузоподъемностью 42 т. БелАЗ-75485, БелАЗ-75486, БелАЗ-75487, БелАЗ-75489.
Диаметр и ход поршня, мм: 130/140
Мощность при частоте вращения 2100 мин, кВт (л.с.): 368 (500)
Максимальный крутящий момент при частоте вращения 1600 мин, Н·м (кгс·м): 1815 (185)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч): 208 (153)
Масса, кг: 1790
Тип двигателя:
Дизель, 4-тактный, V-12, с турбонаддувом, с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением, с индивидуальными головками цилиндров.
Сравнительные характеристики
Модификация | 240М2 | 240НМ2 | 240ПМ2 | 240БМ2 |
---|---|---|---|---|
Число цилиндров | 12 | 12 | 12 | 12 |
Диаметр цилиндра, мм | 130 | 130 | 130 | 130 |
Ход поршня, мм | 140 | 140 | 140 | 140 |
Рабочий объем цилиндров, л | 22,3 | 22,3 | 22,3 | 22,3 |
Номинальная мощность кВт (л.с.) | 265 (360) | 368 (500) | 309 (420) | 220,6 (300) |
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности мин -1 | 2100 | 2100 | 2100 | 2100 |
Максимальный крутящий момент, H·м (кгс·м) | 1275 (130) | 1815 (185) | 1491 (152) | 1275 (130) |
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин, не более | 1600 | 1600 | 1600 | 1300-1600 |
Частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, мин: | ||||
минимальная | 600 | 600 | 600 | 700 |
максимальная | 2325 | 2325 | 2325 | 2150 |
Степень сжатия | 16,5 | 15,2 | 15,2 | 16,5 |
Генератор | 6301.3701 | 6301.3701 | 6301.3701 | Г 287 Д |
Габаритные размеры, мм: | ||||
длина | 1577 | 1759 | 1759 | 1700 |
ширина | 1014 | 1098 | 1098 | 1016 |
высота | 1190 | 1190 | 1190 | 1446 |
Масса не заправленного двигателя, кг: | 1670 | 1790 | 1790 | 1720 |
Способ смесеобразования:
Непосредственный впрыск.
Топливоподающая аппаратура:
Разделенная.
Топливный насос высокого давления:
Двенадцатиплунжерный.
Регулятор частоты вращения:
Центробежный, всережимный.
Форсунки:
Закрытые, с многодырчатым распылителем.
Муфта опережения впрыскивания:
Автоматическая, центробежного типа
Смазочная система:
Смешанная: под давлением и разбрызгиванием.
Топливные фильтры:
Два: грубой и тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами.
Масляные фильтры:
Два: полнопоточный со сменным фильтрующим элементом и тонкой очистки центробежный с реактивным приводом.
Водяной насос:
Центробежный, с шестеренчатым приводом
Пусковое устройство:
Стартер 2501.3708-01, постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом, номинальная мощность 8,2 кВт (11 л.с.), номинальное напряжение 28 В.
Двигатель ЯМЗ-240ПМ2 выпускался Ярославским Моторным Заводом с 1988 г. Предназначен для установки на карьерные самосвалы грузоподъемностью 30 т.